В.В. Розанов. Красота в природе и ее смысл (Что выражает собою красота природы)

Статья содержит полемику со взглядами Влад. Соловьева, высказанными им в статье «Красота в природе» // Вопросы философии и психологии, №1, 1889.

Это сочинение В.В. Розанова было написано им еще в 1890 году. В своем письме Н.Н. Страхову в апреле 1890 г. с просьбой разместить его в «Русском Вестнике» он так писал о нем: «Окончил я, многоуважаемый Николай Николаевич, свой труд, если и не многолетний, то многомесячный, и посылаю Вам на рассмотрение. Тяжело мне это делать, в особенности ввиду того, что Вы писали о своих недавних болезнях, которые, быть может, и не совсем еще прошли. Читать 62 стр. в рукописи — об этом и подумать страшно. Не найдете ли Вы возможным почитав кое-где, на выбор несколько мест, произнести на ней свой суд перед цензором? <...> Мне же ужасно хотелось, чтобы она была помещена в «Русск. Вестн.»: она не специальнее, чем «Всегдашняя ошибка дарвинистов», и меньше по объему; содержание ее хотя и серьезное, но не отвлеченное; предмет же взятый достаточно разнообразен и, мне думается, может заинтересовать: явление красоты в природе, целесообразность в развитии органического мира, ход образования человеческих рас, теория исторического развития, объяснение гениальности и, наконец, религии — обо всем этом серьезный читатель «Русск. Вестн.» может прочесть не без интереса. По слогу и содержанию я считаю статью написанною на три, и не может же Берг требовать, чтобы ему всегда и непременно писали только отлично. Так невозможно работать, не хватит ни у кого сил. И между тем работу, которая стоила уже много труда, где высказаны серьезные мысли, нельзя бросать по тому одному, что она написана просто удовлетворительно» (Литературные изгнанники, С. 233).

Страхов, тем не менее, статью отверг: «Вашу статью я сейчас же стал читать и всю прочитал; мне было очень любопытно, и сначала я обрадовался, потому что Берг поручил мне просить у Вас статей для журнала. Но разочарование было очень грустное. О чем статья? О красоте в природе? Да тут только упоминается об этой красоте. Об рассуждениях Соловьева? Тоже лишь несколько слов. И затем — ни одного имени, ни одной выдержки, ни одного определенного предмета, а все общие положения и соображения, не приводящие ни к чему конкретному. Несмотря на многие остроумные замечания, я не вижу возможности согласиться с содержанием. Что рассуждения о красоте будто бы не могут иметь твердости, что существует органическая энергия, что движение всего сильнее в начале, что есть сила, называемая целесообразность, что гении бывают безобразны, и т. д. и т. д. (что они убивают чужую жизнь) — все это не точно, неправильно выражено, все это не имеет ни занимательности парадокса, ни верности точной мысли. И как все длинно и бессвязно. Рассуждение тянется, тянется неизвестно куда» (Литературные изгнанники, С. 56–57).

Интересен комментарий Розанова 1913 года к этому письму Страхова: «Что же, меня тянет куда-нибудь, — разве это не сила? Если в организм вложена какая-нибудь цель, как в жизнь народа может быть вложена его «судьба», то разве движение ко всему этому не будет «сильным», «преодолевающим все препоны», и тогда эта пробивающаяся к реализации судьба или «цель» является движущею силою, causa efficiens [действующей причиной], совпадающею с causa finalis [конечной причиной (лат.)]. Тут-то великие определения Аристотеля могли бы для уразумения пригодиться Страхову, который не мог оторваться от «своего единственного» Гегеля».

В 1913 году Розанов так охарактеризовал свой труд: «Статья эта — «Красота в природе и ее смысл» — мне самому не нравится. Мямленье какое-то. По содержанию я ее считаю важной и очень верной. Но нет формы, что-то тягучее, безжизненное. Она, впрочем, нравилась Перцову (П.П.) и кажется (отчасти) Шперку. Едва ли Шперк мне не сказал однажды о ней: «Это — прекрасно, потому что приводит прямо к Богу; Бог стоит заключением ко всей природе, которую вы рассматриваете». Она была года через 4 напечатана в «Русском обозрении», и по напечатании Влад. Соловьев приехал ко мне познакомиться (после ругани и полемики)».

Статья в старой орфографии на сайте представлена по изданию «Русского обозрения» (№10–12, 1895 г.). Версия в новой орфографии (с исправлением многочисленных ошибок и опечаток) публикуется по изданию В.В. Розанов. Русская мысль // М.: Алгоритм, 2006.

Читать в старой орфографии: djvu
Читать в новой орфографии: pdf, fb2

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий